доступная среда

Интерактивное оборудование для обеспечения доступной среды

24.11.2021

В рамках государственной программы «Доступная среда», начиная с 2011 года, общественные учреждения обязаны иметь оснащение, позволяющее людям с ограниченными возможностями полноценно пользоваться услугами компании.

Интерактивное устройство выступает в качестве адаптивного оборудования, поскольку несет широкий спектр применения, а при необходимости дополняется необходимыми настройками.

Информационные терминалы для инвалидов

Инфокиоск является устройством, подходящим для всех типов граждан с ограниченными физическими возможностями. Также для любой возрастной категории.

Внешне устройство состоит из цифрового экрана и подставки, визуально похож на трибуну. Высота установки зависит от возрастной категории потенциального пользователя, при соблюдении условия, что человек, перемещающийся на инвалидной коляске, будет иметь доступ к управлению. Функция информационного терминала заключается в принятии запроса, обработке и выдаче ответа. Поверхность оснащена сенсором, что облегчает пользование киоском при формировании запроса. Ответ поступает в течение нескольких секунд в виде цифровой информации на табло, при желании ответ можно вывести на талон или чек.

доступный инфокиоск

Интерактивное оборудование поддается внешнему и внутреннему видоизменению под особенности инвалидной группы: для инвалидов-колясочников, слабослышащих или инвалидов по зрению.

Функции интерактивных систем «Доступная среда»

Инфоматы, предназначенные для компаний, участвующих в программе «Доступная среда», оборудованы специфическими настройками для людей с ограниченными возможностями разных групп. Так информационные терминалы для инвалидов характеризуются многократным увеличением шрифта, вызовом видео консультанта, владеющим языком жестов, и прочее. Подробнее рассмотрим ниже.

Для инвалидов-колясочников

литература в терминале

Дополнительное оснащение характеризуется или конструкцией, поднимающей инвалида на коляске, или смещением зоны управления на экране (при этом человек остается в привычном положении).

  • дополнительная подставка перед инфокиоском позволяет инвалиду подняться на уровень выше, чтобы полноценно пользоваться дисплеем, доставать до верхней части экрана;
  • для людей с ОВЗ, перемещающихся на колясках, зона управления терминалом для удобства смещается в нижнюю часть экрана.

Для слабослышащих людей

  • встраивание в устройство индукционной петли, работающей в радиусе от одного до двух метров. За счет чего происходит перенос аудио информации на слуховой аппарат инвалида без риска искажения аудиоданных;
  • для не слышащих в инфокиоск встроена камера, которая соединяет с консультантом, владеющим языком жестов. Терминал активен круглосуточно;
  • оснащение специализированной аудиосистемой.

Для инвалидов по зрению

Терминалы, предназначенные для инвалидов по зрению, различаются по категориям или совмещают все настройки в одном устройстве.

  • увеличение информации (текстовой, в виде иллюстраций) до 30 раз благодаря режиму электронной лупы;
  • для людей, страдающих дальтонизмом, возможность выбора цветовой палитры;
  • автоматическое прочтение текста для слабовидящей категории граждан;
  • для не зрячих людей инфокиоск оснащен рельефом для тактильной формы управления.

Сферы применения

информационный киоск

Программа «Доступная среда» создает условия для инвалидов, чтобы в общественных местах не возникало затруднений при получении услуг. Инфокиоск является одним из вспомогательных средств, для создания доступной среды. Задача сенсорного блока — это обеспечить свободное пользование информацией людям с ограниченными возможностями. Следовательно, сферы применения исходят из задач устройства.

Области применения информационного киоска для инвалидов:

  • государственные учреждения (налоговая, Пенсионный Фонд, медицина);
  • точки отправления или перемещения: железнодорожный вокзал, автовокзал, аэропорт. С помощью интерактивного терминала пользователь получает информацию о рейсе, времени оправления или прибытии. При необходимости бронирует посадочное место;
  • учебные отрасли — дошкольные и школьные учреждения, ВУЗы;
  • в местах общественного питания для вызова персонала, заказа блюда, ознакомления с меню;
  • в областях дополнительного образования — музеях, библиотеках, театрах, выставочных залах;
  • банки;
  • кинотеатры и прочее.
ограниченнные возможности

Цифровой аппарат встречается везде, где ведется обслуживающая деятельность. Служит вспомогательным элементом при вызове персонала, позволяет оперативно получить сведения об интересующей информации, записывает на прием к специалисту.

Преимущества использования

Преимущества в устройстве интерактивного киоска:

  • корпус с антивандальным покрытием обеспечивает долгое пользование устройства, установленного в общественном месте;
  • беспрерывная работоспособность в режиме 24/7;
  • управление устройством онлайн. Подключение системы терминала к компьютеру позволяет управлять сенсорным киоском дистанционно;
  • регулярное обновление программного обеспечения;
  • яркость дисплея сохраняется даже при установлении аппарата на улице;
  • открытость к дополнительной гарнитуре;
  • устройство напрямую подключается к сети, благодаря чему обеспечивается постоянный доступ к сети Интернет;
  • понятный интерфейс.

Преимущества инфокиоска, предназначенного для клиентов с ОВЗ:

  • доступ к сведениям об организации: график работы, маршрут до искомого кабинета;
  • срочный возов сотрудника для оказания помощи при возникновении экстренной ситуации;
  • дополнительные настройки для различных групп инвалидности;
  • пользование услугами учреждения без помощника — благодаря информационному терминалу люди с ОВЗ свободны в получении услуг даже без сопровождающего;
  • самостоятельная запись к специалисту.
низкий терминал

Примеры использования интерактивных киосков для инвалидов в России

Рассмотрим практическое применение информационных терминалов для инвалидов в России на примере Казанского метро, московских школ и Сочи, где установили интерактивные киоски для маломобильных граждан.

Информационные терминалы для маломобильных граждан в Казанском метро

В Казанском метро установили цифровые киоски для людей с ограниченными возможностями. Терминал является авторской разработкой сотрудников МУП «Метроэлектротранс». «Умный» интерактивный блок теперь можно встретить у выхода каждой станции метро. В проекте расширение области применения способом установки устройств в подземных переходах.

Информационный терминал выполняет функции координатора маломобильных граждан, прокладывает маршрут из точки А в точку В, информирует о месторасположении объектов в метро: туалетов, книжных киосков, показывает схему эскалаторов. Указывает название улицы при выходе из конкретной точки метрополитена. Составляет маршрут от текущего местоположения до городских объектов, также предупреждает о расписании наземного транспорта, чтобы пользователь сумел распланировать время.

Преимущество разработки в «тревожной кнопке», которая предназначена для вызова специалиста при возникновении внештатной ситуации во время перемещения инвалида по метрополитену.

Сотрудники МУП «Метроэлектротранс» называют изобретение «информационным навигатором», что справедливо для данной установки.

Также отмечают, что проект информационного терминала в Казанском метро является единственным реализовавшемся в России.

Проект по установке информационных киосков в московских школах

информационный школьный терминал

В московских школах начали устанавливать информационные киоски, через которые родителям учащихся открывается доступ к данным об успеваемости ребенка, посещаемости, а также его питании: какие покупки совершил ребенок в школьной столовой. Однако мнения о целесообразности данной установки разошлись. Рассмотрим причины и результаты обсуждений.

В проекте прописано, что функционал инфокиоска будет пополняться, так в терминал внедрят технологию по приему денежных средств, чтобы родители и ученики могли пополнять баланс электронной карты школьника. Сегодня эту функцию выполняют обычные банкоматы, установленные рядом.

По словам советника главы городского департамента информационных технологий Константина Горохова информационные киоски установят в 200 школах и ВУЗах вместе взятых. На одно учреждение придется один терминал, размещенный в зоне тамбура или после входных турникетов.

К преимуществам информационных киосков для обслуживания учебных учреждений относятся:

  • возможность активации электронной карты ученика и отслеживание баланса;
  • отслеживание времени входа и выхода школьника из учебного учреждения;
  • отслеживание покупок ребенка в школьной столовой, при необходимости составить меню;
  • контроль успеваемости — все отметки отображаются на дисплее инфомата как для родителя, так и для учителя;
  • конфиденциальность данных — доступ к бальной системе и посещаемости открыт исключительно для «профильного» педагога и родителя. Так у остальных преподавателей не сформируется предвзятого отношения об ученике. На внедрении данной функции настояла директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина;
  • доступ к государственным услугам и электронным сервисам.

Однако возникло не соглашение с практичностью информационного устройства, размещенного на базе школы, руководителем общественного движения «Московские родители» Галины Шнайдер. Поскольку аппарат установлен вблизи школы, им смогут пользоваться только родители, провожающие детей. Родители старшеклассников, вероятно, не будут затрачивать время, чтобы доехать до инфокиоска, ведь ребята добираются до учебного учреждения самостоятельно. Следовательно, аппарат актуален только для учеников младших классов.

проблемы со зрением

Вторым спорным моментом стал факт, что в некоторых школах терминал размещают за турникетом, т.е. доступ к нему вовсе запрещен для мам и пап.

Кроме того, удобнее наблюдать за успеваемостью ребенка через стационарный компьютер или ноутбук, где содержится та же информация, что и в интерактивном киоске.

Платежные терминалы и банкоматы для людей с ограниченными возможностями в Сочи

Инфокиоск — не единственный аппарат, применяемый для формирования доступной среды. Платежные терминалы и банкоматы также выступают в роли специализированного устройства для людей с ОВЗ. При подготовке Сочи к Олимпиаде-2014, разработчики установили в городе платежные терминалы и банкоматы для людей с ограниченными возможностями.

Подобные устройства жизненно необходимы для инвалидов по зрению. Пенсия и заработная плата перечисляются на банковскую карточку. При отсутствии помощника, инвалид самостоятельно не в силах аннулировать счет. “Банкоматы нацелены на людей, обладающих нормальным зрением, и не приспособлены для слабовидящих. Не зрячей аудитории страны затруднительно правильно вставить карту, узнать баланс, снять деньги. Ко всему прочему, человек не знает, кто стоит рядом с ним, есть ли наблюдатели”, — говорит Сергей Ваньшин, гендиректор института профреабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов ВОС «Реакомп».

плохое зрение

Терминал оснащен аудиосистемой, которая озвучивает ход операции, проходящей на дисплее, что является вспомогательным элементом для слабовидящих людей. Кроме того аппараты востребованы для пожилых граждан, которые имеют трудности в прочтении мелкого текста. Снятие денежных средств, проведение электронных платежей — все это больше не будет проблемой.

настройка высоты

Если банк устанавливает аппарат для людей с ОВЗ, то вход учреждения снабжается аудио сопроводителем, который информирует о возможности воспользоваться нестандартным терминалом. Клиенту, страдающему плохим зрением, выдаются одноразовые наушники, которые подключаются через специальный аудиовход, расположенный рядом с клавиатурой или у монитора с функциональными клавишами. После подключения терминал переходит в аудио режим и сопровождает пользователя голосовыми командами. Озвучивание операции одним тоном, ввод цифр — другим. Помимо этого на табло остается иллюстрационное информирование — высвеченные яркие буквы крупным шрифтом.

Приобретение подобного аппарата возможно двумя способами: покупка уже оснащенного платежного терминала или установка на имеющийся банкомат дополнительного оборудования (системы аудиовыхода и специализированного программного обеспечения). При этом стоимость банкомата со встроенной панелью и отдельное приобретение гарнитуры и ее установка обходятся заказчику одинаково по стоимости.

Как итог, интерактивные терминалы позволяют людям, имеющим ограниченные возможности, получать необходимую информацию. Терминал выдает сведения об интересующем объекте или же помогает воспользоваться другой услугой. Система имеет специальный тактильный дисплей, терминал для перекодирования звука, экранную лупу и другие функции.

24.11.2021

Похожие статьи