self-checkout

Востребованность касс самообслуживания у российского ритейла

18.10.2021

Аналитическое агентство TAdviser провело исследование использования кассовых систем крупнейшими розничными компаниями в России.

Все большее распространение в глобальном ритейле получает формат самообслуживания, с оплатой покупок без взаимодействия с персоналом магазинов.

Этому способствуют изменения в покупательском поведении на фоне пандемии COVID-19.

По данным исследования Global EPOS и Self-Checkout 2020, проникновение касс самообслуживания (КСО) шло повышенными темпами — всего по миру было отгружено около 176 тысяч КСО, что на 97% больше, чем в 2019 году.

самообслуживание в магазине

Кассы самообслуживания улучшают покупательский опыт, позволяя отслеживать сумму покупок и ускоряя процесс оплаты. Для ритейлеров это возможность увеличения пропускной способности магазинов при оптимизации или перераспределении сотрудников-кассиров на выполнение других задач. В первую очередь кассы самообслуживания внедряют федеральные сети. Они же запускают и решения self-shopping, которые еще больше ускоряют процесс покупки и повышают ее удобство. По данным опроса, проведенного аналитическим агентством TAdviser во 2 квартале 2021 года, более половины крупных российских ритейлеров уже использует кассы самообслуживания. Около трети применяют также технологию self-shopping.

статистика используемых касс

Более 60% опрошенных ритейлеров отметили, как важную функциональную возможность поддержки работы кассового ПО на классических кассах самообслуживания (self-checkout, SCO). Также более 60% респондентов считают важной функциональность selfscan. Одной из первых на российском рынке начала использовать эту технологию для повышения пропускной способности сеть гипермаркетов «Глобус» (запуск в 2016 году в магазине Одинцовского района Московской области). Система бесконтактной оплаты покупок в формате Scan&Go запущена, в том числе, в «Леруа Мерлен», «Азбука Вкуса», X5 Retail, «ВкусВилл» и др. «Магнит» планирует расширять пилотирование касс-трансформеров, которые могут работать в режиме кассира и в режиме самообслуживания, чтобы справляться с сезонными и часовыми пиками продаж без увеличения штата магазина.

При правильном планировании касса самообслуживания становится важным плюсом как для покупателей, так и для магазина – так, согласно внутренним исследованиям «Ленты», покупатель, который использует «Лента-скан», тратит на расчет около 40 секунд против пяти минут на традиционной кассе. Внутренний опрос ритейлера среди более 10 тысяч покупателей, показал, что около трети предпочитают именно самостоятельный способ сканирования и оплаты товаров. За все время их существования в «Ленте» трафик в магазинах с сервисами самообслуживания увеличился на 10-15%.

Как показало исследование TAdviser, крупные российские ритейлеры сегодня заинтересованы не только в базовой функциональности, но и в новых возможностях кассового ПО, обеспечивающих рост эффективности, а также повышение лояльности покупателей. С учетом быстрого развития всех сегментов рынка самообслуживания (глобально будет расти на 16% в год и к 2026 году достигнет $68 млрд, по данным Mordor Intelligence) будет усиливаться спрос российского ритейла на системы self-scanning и на КСО, которые становятся самым быстро распространяющимся типом оборудования в этом сегменте.

18.10.2021

Похожие статьи