маппинг

3D mapping шоу, что это такое?

24.01.2022

Разберем в статье термин «3d mapping», историю создания, типы проекции и прочее. Для создателей маркетинга станет полезным раздел, где разъясняются тенденции и стоимость видеомаппинга (мэппинга).

Что такое 3d mapping

3d mapping — это видеопроекция на объемные и плоские предметы. Проецирование возможно как на плоские, ровные поверхности — стены, потолок, — так и объемные, рельефные — фасад здания. В переводе с английского «mapping» — отображение, преобразование.
Отличительная особенность от софт проектора — это специально разработанный видео контент, который создает объемность передаваемой иллюстрации. Создание иллюзии разрушающегося здания, спецэффекты в кинофильмах, «живой» стены.

3D mapping разделяется на аудио проекцию и стандартную:

  • маркетологи используют звуковое сопровождение при проектировании конкретных личностей, чтобы в проекции передать голос и манеру речи персонажа;
  • для усиления эффекта при трансляции чужеродной местности. Так звук тропиков в центре города будет реалистичным;
  • сопровождение мелодией, если видео для мэппинга несет общий характер, проектируется как последовательная смена слайдов;
  • стандартная проекция, т.е. только видео, без звука используется при транслировании на продолжительное время, а не в виде шоу — 3D стена в общественном месте.

Размеры 3D mapping варьируются по масштабности (фасадные здания, кулиса сцены), но чаще это крупная проекция, потому что цель маппинга — усиление эффектности.

Оборудование для создания маппинга

Во главе инструментов, необходимых для создания проекции, лежит ПО, дополнительное аудио оборудование и проектор. В зависимости от задачи потребителя и его квалификации по использованию оборудования выделяют два варианта маппинга. Сложноустроенное ПО подойдет для профессиональной работы с несколькими проекционными аппаратами. Для любителя целесообразнее использовать упрощенное ПО, предназначенное для работы с одним проектором. Или вовсе отказаться и заменить на софт для 3D моделирования.

Аудио оборудование:

  • акустические системы;
  • серверы;
  • коммутационное оборудование.

3d мэппинг имеет потенциал в рекламе и маркетинге, чтобы достичь результата, стоит опираться на характеристики устройства, учитывая навыки пользователя.

История создания технологии видеомэппинга

природа

3d mapping относят к изобретениям Уолта Диснея. Сохранилось видео, где он устанавливает на стол бюст и включает на него проекцию, после чего создается иллюзия, что импровизированная голова разговаривает.

Находка не получила отклика и была забыта. Спустя три года уже после смерти Уолта Диснея в Диснейленде (США) в 1969-м году при открытии нового аттракциона «Призрачное поместье» новшество использовали вновь. На бюсты, установленные на колонны, шла проекция 16мм фильма, создавая иллюзию, что головы поют зловещую песню.

Изобретение не одобрили и забыли на 11 лет, только в 1980-м году по аналогии «поющих голов» художником Майклом Наймарком была создана инсталляция. Первоначально сняли, как взаимодействуют люди в комнате: общаются, перемещаются. Затем художник спроецировал съемку на этой же комнате, создалась проекция, что люди находятся в помещении в настоящее время, также взаимодействуют, перекладывают предметы и т.д.

Из-за нехватки развития технологий изобретение не получило популяризацию. Оборудование обходилось дорого, и у людей не хватало квалифицированных знаний по использованию проекции, поэтому открытие оставили еще на 20 лет.

В конце 90-х студенты из Университета Северной Каролины начали проект «Офис будущего», в котором столкнулись с проблемой, как объединить людей из разных комнат в одну. Ребята вернулись к старому прошлому и создали 3D проекцию, сначала засняли работников по отдельности, а затем, наложив видео друг на друга, спроецировали их в одном помещении. В результате получили образ, что люди в одном офисе.

Создание сети интернет дало толчок в развитии 3D маппинга, первоначально проекцию использовали художники-любители в инсталляциях, далее корпорация Microsoft взяла в пользование видеомэппинг, но больше для зрелищности и повышения рейтинга компании. С появлением YouTube и соцсетей изобретение дошло до местных жителей, которые пришли в восторг и начали кратно увеличивать его популяризацию. Видеомаппинг стремительно возрос, после чего его заметили маркетологи и рекламодатели, что дало начало mapping шоу.

Виды 3d mappinga

В зависимости от потребности клиента проекцию разделяют по размерности, характеристикам ПО, стоимости, сложности монтажа проецируемого видео. 3d маппинг классифицируется на области применения: архитектурную, ландшафтную, интерьерную, на малые объекты и интерактивную.

Архитектурный

Название «архитектурный маппинг» исходит от применения. Проекция направляется на крупные постройки, фасад здания, чаще на лицевую сторону, также другие объекты. Заранее подготовленное видео отображается на всей части объекта с учетом его формы. Динамичное видео создает иллюзию разрушения здания или ведется цифровой сюжет.

Из-за масштабности проецируемой поверхности требуется ни один проектор, для управления системой используют специализированное программное обеспечение. Конструкция взимает финансовые затраты на подготовку монтажа транслируемого видео, качественного оборудования, специалиста по управлению системой и т.д. В следствии архитектурный маппинг распространен среди городских властей.

Ландшафтный

По назначению схож с архитектурным видом, но в качестве поверхности, на которую транслируется изображение, выступают природные объекты: горы, цветы, деревья.

Интерьерный

Интерьерная проекция распространена внутри помещений для изменения интерьера — на стенах (одной или нескольких), потолке. Транслирование сюжета создает характерную среду, позволяя изменять её насколько это нужно владельцу. Технология меняет дизайн интерьера помещения, не прибегая к ремонту.

Контроль над проекцией не требует специальной квалификации, управление ведется через программное обеспечение, подключенное к компьютеру или ноутбуку. Но если транслируемое видео требует задействование нескольких проекторов, то лучше использовать стационарный компьютер. По возможности на нем объединяют программы для удобства в управлении.

зал

На малые объекты

Считается, что история маппинга началась с проецирования на малые формы, когда на открытии аттракциона в Диснейленде установили бюсты «говорящих голов».

Видеопроекция на малые формы — это транслирование видео на объемные предметы разных размеров и форм рельефности с учетом их геометрии. Популярные примеры объектов проекции: вращающиеся колеса у стоячего автомобиля, окантовка костюма.

Компании, пользующиеся интерьерным маппингом, по совмещению работают с проекцией на малые формы. Это требует наименьших затрат, поскольку программное обеспечение у этих областей идентичное.

Интерактивный

Молодой вид проекции, но набравший не маленькую аудиторию — это интерактивный маппинг. На этот раз в центре событий не проекция, а человек. «Интерактивный» означает взаимодействие, т.е. на действие предусмотрена ответная реакция. Транслируемое видео остается статичным пока на луч проектора не попадет рука, голова или другая часть тела. Картина реагирует на движение и «оживает».

Интерактивной может быть не только стена, но и все вышеперечисленные виды. Не имеет значения, на как какую поверхность направляют проекцию, важна ее интерактивность.

Оборудование для 3D маппинга подбирается в зависимости от области применения, но неизменным остаются проектор и компьютер.

Типы проекции в 3д мэппинге

По мере потребностей выделяют типы проекций, отличающихся по сложности эксплуатации, ценовой категорией, дополнительным оснащением.

Плоская проекция

Плоская 3d проекция — это не значит малозрелищность. У каждого вида свои преимущества, которые подбирает заказчик, основываясь на поставленной задаче.

Преимущество 3д проекции на плоскую поверхность в легкости подготовки материала, монтаж видео не потребует специальных навыков, т.к. трансляция ведется на вертикальную малорельефную или нерельефную поверхность.

Объемная ar проекция

живая

Проекция на объемные предметы выглядит зрелищнее, но и усилий требует больше. В случае объемной ar проекции любителям понадобится помощь профессионала и наличие дорогого, мощного оборудования. Направить видеопроектор на поверхность недостаточно, тогда изображение на объекте получит искажение в размере, появятся тени, распределение света ляжет неровно. С видео, обработанным любителем, не достигнуть реалистичного результата, «подгонкой» не обойтись, потребуются профессиональные навыки.

Мощность оборудования играет важную роль из-за большого расстояния между проектором и объектом. В объемной проекции используют один проектор, поэтому просмотр допускается только при расположении «напротив», так как задняя часть предмета не подсвечивается.

Перекрестная ar проекция

В отличии от объемной проекции в перекрестной используют два проектора. Так, чтобы луч света падал на объект со всех сторон.

Предмет расположен в середине, а проекторы с полярных сторон. В таком положении световые лучи «обнимают» предмет, не оставляя не подсвеченных зон.

Слияние нескольких проекций

Однако при расположении проекторов друг напротив друга возникает перекрывание света, тогда рационально устанавливать несколько проекторов расположенных вокруг объекта. Это устранит проблему наложения одного света на другой, как при перекрестном проецировании, и не оставит не подсвеченных (теневых) зон, как при плоском.
Тип слияния нескольких проекций является наиболее совершенным, но требует квалификации, долговечного и мощного оборудования и финансовых затрат.

шоу

Где применяется видео мэппинг

Применение 3d mapping распространилось на 12 сфер, от культуры до образования. Измерив тенденцию развития видеомаппинга, маркетологи спрогнозировали еще большую популяризацию. Мы рассмотрим несколько областей применения технологии.

Массовые мероприятия и шоу-бизнес

Мир 3d mapping развит в публичных мероприятиях и шоу-бизнесе, ведь изначальная функция проекции — усиление эффектности транслируемой информации и освещенность зрителя.

Маппинг используют на массовых мероприятиях, если не предусмотрен рекламный мотив. Так в темное время суток световое шоу и его масштабы создают зрелищность мероприятия, захватывают внимание публики.

Применение проекции в show business повышает рейтинг компании, т.к. оборудование все еще является новшеством и не каждая фирма позволит покупку или аренду 3D проектора. Звуковое сопровождение актуально в топовых клубах, на фестивале, городском событии. Музыкальные исполнители пользуются лазерными установками при выступлении на сцене.

Реклама

Как было сказано ранее, мэппинг не дешевое удовольствие, к тому же требует навыков по умению эксплуатации. Выходом из положения является разделение оборудования на профессиональное и любительское. Сфера рекламы пользуется предоставленной сепарацией для высшего и среднего класса, учитывая запрос заказчика и поставленную задачу.

  • Презентации всемирно известных брендов. Примером послужит бренд автомобиля или торговая марка. Реклама цифровой модели с демонстрацией улучшенных качеств, безопасности, показом максимальной скорости без угрозы для окружающих и самого автомобиля привлечет потенциальных покупателей и продвинет бренд. Для зрелищности рекомендуется преподносить проекцию в рекламно-развлекательном ключе, так зритель будет наиболее заинтересован.
  • 3D mapping для среднего бизнеса. Средний бизнес заинтересован в рекламе, преподносимой в новом ключе. Плоская проекция внутри магазина не даст пройти мимо.

Правильно созданный ролик без навязчивой рекламы, динамичность и яркость сюжета заинтересует публику, создаст приятное настроение, после чего у покупателя появится мысль: «Почему бы не зайти в отдел?»

рельеф

Учреждения культуры

В Европе практикуют 3D маппинг в культурных учреждениях: театрах, филармонии. Ни одно представление не обойдется без открытия или завершения мероприятия с цифровой проекцией. Культурные выставки держат цель привлечения населения для освещения истории предметов выставки. Для этого используют современные технологии, такие как мэппинг, которые придают зрелищность и рождают интерес к науке и оснащают знаниями. Эффектность демонстрации позволяет запомнить увиденное, что в интересах культурной сферы.

Технология слияний нескольких проекций зонирует выставочное пространство, разделяя его на отсеки, отображая полезную информацию на перегородках.

Искусство

Цифровая демонстрация на сцене позволяет сэкономить финансовую часть театра, но сохранить зрелищность и разнообразие реквизита. Применение проекции малых форм создает декорации, украшает занавес. Профессиональное использование проецирует орнамент на костюм актера.

Образование

3D mapping применяют в учебной сфере, начиная от детского сада и дошкольного образования, заканчивая ВУЗами и профессиональной подготовкой. Современные музеи и библиотеки также пользуются изобретением.

В детских садах на интерактивном 3D полу дети учат цвета, названия природных объектов (растекающаяся река посреди детской комнаты), животных. Дошкольная категория начинает использовать интерактивные доски и проекции на стену для углубленного изучения материала. В ВУЗах также используют проецирование на стены с целью изучения объектов малых размеров, сложных построений: корабли, фасады. В музеях: для увеличения экземпляра малых размеров, продемонстрировать предмет, который по иным причинам недоступен в реальном просмотре или показ антиквариата, закрытого для публичного просмотра.

Стоимость видеомэппинга

Стоимость оборудования зависит от следующих факторов:

  • размер площади, на которую производится проекция;
  • время года и температура окружающей среды;
  • сложность транслируемого видео;
  • рельеф фигуры — объемная или плоская.

Цена зависит от размера фасада, на который будет производиться 3d mapping и количества проекторов. Чем больше площадь поверхности, тем больше их потребуется. Мощность оборудования также играет роль: яркость видео не должна рассеяться при дневном свете и затускнеть от фонарей в ночное время суток. При сложном монтаже видео для проекции плата взимается дополнительная.

  1. Архитектурный — 700 тысяч – 3 миллионов рублей.
  2. Интерьерный — для постоянного использования цена от 90 до 110 тысяч, при аренде оборудования от 10 до 13 тысяч.
  3. На малые объекты — 90-110 тысяч, если полная покупка оборудования, и 10-13 тысяч в случае аренды.
  4. Интерактивный — 100-200 тысяч рублей, в зависимости от поверхности, на который транслируют видео.

Актуальные тенденции в 3d маппинге

Для маркетинга и бизнеса важно знать тенденцию развития в 3d mapping, сферы, заинтересованные в нем. Рекламная сфера наименее популярна, поскольку цель проекции в эффектности, а не продвижении продукта. Интересно смотреть на сюжет, а не на навязчивую рекламу.
Применение интерактива в образовательной среде набирает рост.
Новое применение в области оздоровительного релакса, т.е. использование звуков, медитационной мелодии, шума природы с целью психологического расслабления.

Прогнозы в развитии маппинга обещают процветание и захват больших сфер применения, также популяризация предвещает снижение цены на оборудование.

24.01.2022

Похожие статьи